Андрей Сероштан: «Мечтаю сыграть на Derby с Эфреном»

13 ноября 2013
Андрей Сероштан

Андрей Сероштан, юниорский ЧЕ 2013

В августе 2013 года на юниорском чемпионате Европы в Боснии молодой москвич завоевал серебряную и золотую медали, дополнив свою коллекцию европейских наград, в которой до сих пор были бронза и серебро двух предыдущих первенств. По такому случаю Pro-редакция побеседовала с вчерашним юниором, только что перешагнувшим порог в мир «взрослого» спорта.

Pro: Андрей, с недавних пор — скажем, в последние пару лет — стал заметен довольно большой прогресс в твоей игре. Скажи, откуда что взялось? Кто оказал наибольшее влияние на тебя в этом развитии?
Да трудно сказать, кто повлиял больше других — все понемногу. Игроки, родители, друзья.
Pro: А сам ты почувствовал перемены, почувствовал какой-то момент, когда сказал себе, что можешь составить конкуренцию лидерам российского пула?

Наверное, после прошлогоднего финала, когда занял 2-е место на юниорской Европе, я почувствовал какую-то уверенность. Правда, сразу же после этого я не смог отобраться на чемпионат России, что несколько вернуло меня к прежнему состоянию... Но очень многое в плане уверенности, в плане игры мне принесла победа на Кубке ABN.

Андрей Сероштан

Андрей Сероштан, Виталий Павлухин, Влад Заборовский, ЧЕ 2012

Pro: Раз уж ты упомянул юниорский чемпионат — насколько много сейчас в Европе юниоров высокого уровня?

Если говорить о последних годах, то уровень по сравнению с прежними существенно упал. Было лишь около 10 человек, которые могли претендовать на медали, отдельная группа игроков хорошего уровня. Но даже их не сравнить с игроками 4-5-летней давности, когда в этой возрастной категории выступали Мануэль Эдерер, Руслан Чинахов, Рома Пручай...

Pro: Есть среди нынешних те, про кого уже сейчас можно сказать, что они сумеют не затеряться на взрослом уровне?

Пока трудно сказать. Немцы традиционно выделяются.

Pro: Кого бы ты особо отметил?

В том году был хорош испанец Хосе Дельгадо Эрнандес, еще киприот Берк Мехметчик, он играет неплохо, но ему не хватает уверенности. Тобиас Бонгерс тоже силен.

Pro: Как раз он играл в финале чемпионата мира-2012 среди юниоров?

Да. Его игровой стиль таков, что он играет на кураже, и если он на своей волне, его трудно остановить. Но если удается, образно говоря, перетянуть одеяло на себя, то его игра ломается. Как это произошло, в частности, на чемпионате Европы в этом году. В том году я этого еще не учел, а в этот раз сумел подготовиться, знал, с кем как играть, и многое получилось.

Pro: Этот год, похоже, вообще имеет довольно большое значение в твоей жизни, произошло немало важных для тебя событий со знаком «плюс»: ты выиграл главный приз ABN Cup — поездку на Derby City Classic, и на юниорской Европе хорошо выступил, и ЕГЭ сдал... Еще и в институт поступил?

Да, поступил и уже учусь. Это Московский государственный областной университет, факультет психологии.

Pro: Можешь перечислить свои самые главные матчевые победы?

Обыгрывал Костю Степанова в стрейт. Череда побед началась на чемпионате Москвы 2010, кажется, года, когда я обыграл его же в четвертьфинале «девятки». Не без изрядного везения — где-то мне везло, где-то сам Костя ошибался. Но это стало началом моего движения к успехам. Также назову первую победу над Чинаховым в прошлом году на Кубке России.

Pro: Тогда ты, помнится, впервые в рамках одного турнира одного за другим обыграл Степанова, а потом Чинахова.

Это было уже в нынешнем году. И это тоже можно отметить. А тогда я обыграл Руслана в полуфинале и проиграл Мише Киладзе. Еще важная победа была на чемпионате Москвы, когда впервые выиграл у Сергея Никитина — в стрейт, два года назад. В 1/4 проигрывал Артему Козлову 14-50, игра не клеилась, но после его незначительной ошибки я закончил сет. Так и в этом году получилось, сложил в первом же матче против Антона Плиско 71 очко. При этом лучшая тренировочная серия у меня до сих пор была ровно 70 очков, так что выходит, что мой личный турнирный рекорд выше тренировочного (улыбается).

Хотя на турнирах у меня получается довольно стабильно собирать по 50-60 шаров — все зависит от настроя. Вообще в моей игре очень многое зависит от настроения и мотивации, это всегда важно.

Pro: Работаешь ли ты сейчас над техническими моментами, в плане стойки, или у тебя уже все сформировалось в плане основ и мелочей? Ты же неоднократно принимал участие в «голландских» курсах...

Я замечаю, что моя техника меняется со временем, нет какой-то постоянной. Меняется стойка, еще что-то...

Андрей Сероштан

Андрей Сероштан, «голландские» курсы (сборы 2012 года под руководством Алекса Лели и Ника ван ден Берга).

Pro: То есть ты подмечаешь изменения, но не работаешь над этим целенаправленно?

Пару лет назад работал, а сейчас, если что-то и меняется, мне это не мешает.

Pro: В связи с этим любопытно узнать, как вообще происходят эти перемены в технике молодого игрока? Тебя мы помним еще совсем юным новичком, и тогда ты был довольно плотного телосложения и невысокого роста. Теперь же ты постройнел и вытянулся, поэтому изменения, очевидно, неизбежны. Насколько безболезненно или, наоборот, тяжело — или же и вовсе незаметно?

Поначалу, конечно, техника менялась часто, особенно в период быстрого изменения организма, с 13 до 15-16 лет. Но я этого почти не замечал. Были иногда моменты, когда техника становилась отвратительной, и тогда Радик Нуреев, Костя Степанов, с каждым из которых я тренировался, помогали. Но изменения происходили как-то автоматически, иногда я замечал их уже постфактум, а то и просто кто-то со стороны говорил мне о них.

Конечно, помогло, что я подрос, потому что, скажем, джампы я до тех пор не мог делать исключительно из-за того, что не хватало роста. Удар стал более акцентированным, а еще Костя очень помог мне определиться с ведущим глазом, что дало большой всплеск в игре. Выяснилось, что у меня ведущий глаз — левый.

Pro: А можешь ли ты, будучи правшой, достаточно уверенно играть левой рукой?

Техника игры левой у меня кривовата. Шар забить я могу, но частая проблема поставить высокий мост, это плохо получается.

Pro: Как ты перед игрой разминаешься, что делаешь, чтобы руку на место поставить?

Я ставлю дальние шары и стараюсь играть их на уверенном ударе — на хорошем замахе, с глубоким сопровождением. На таких шарах на сильном ударе даже минимальная ошибка сразу видна. Ник ван ден Берг на сборах показывал разминку, из которой я взял пару элементов. Чтобы размяться? тебе дается девять шаров. Например, первый играешь сильным плоским ударом, чтобы увидеть какие-то нежелательные винты. После этого ставишь определенную нелюбимую позицию и стараешься сыграть на уверенном ударе. Для меня важно почувствовать уверенность. Вообще что касается техники, хочу сказать, что в конце прошлого года у меня был период, когда я играл очень мягким ударом, почти как Руслан Чинахов, и я был очень этим доволен. Но в последнее время заметил, что более жестко начал играть.

Pro: Может быть, так тебе комфортнее?

Возможно. Но и в этом году на чемпионате Европы я играл очень мягко. Я играл по-другому. Вообще так, как на Европе в этом году, я никогда не играл, это было нечто особенное.

Pro: Создалось впечатление, что ты пытался сыграть с запасом и что-то, быть может, продемонстрировать.

На самом деле там была борьба с собой, со своими мыслями. В течение всего турнира я пытался доказать себе, что что-то могу. Было принципиально не просто попасть в призы, а именно выиграть. Прежде я был третьим, вторым, но ни разу первым...

Pro: Это же был твой последний год «по юниорам»?

Да, вероятно, еще и поэтому было важно победить. Стрейт я начал плохо, в «десятку» в «олимпийке» проигрывал китайскому игроку, выступающему за Швецию, было очень жарко, душно, разболелась голова, принятая таблетка не помогала, все сыпалось из рук, я вообще не мог ничего делать — а потом я как-то переключился, довел до контровой, но там мне не повезло.

На этой Европе моя игра была, по моим ощущениям, на уровень выше того, что я когда-то показывал. Я играл с запасом, как вы уже отметили, и я был уверен в том, что выиграю. И даже когда финал по «восьмерке» не очень удался, я был уверен, что выиграю девятку — не было ни малейшего сомнения. Ну кроме одного матча, первого в «олимпийке», против словенца — не было никакого настроя играть. И тогда Лев Николаевич Ярославцев велел взять тайм-аут и заставил меня бегать по лестничным пролетам гостиницы и подтягиваться. После чего я стал сносить всё партии без оглядки. Даже в полуфинале против Бонгерса, при том что я вел 5-1 и позволил сделать 5-4, не было сомнений в конечном результате.

Был интересный момент, я старался в течение матча показать, что я сильнее. А началось это у меня с первых турниров ABN, когда я понимал, что играю на уровень выше определенного круга игроков. И я старался показать свою уверенность, свое превосходство. Учитывая, что вообще самооценка у меня страдает — это было показательно. Тогда я и выиграл пару этапов серии, хотя в тот период не мог тренироваться, но просто приходил и говорил себе, что я сильнее.

Андрей Сероштан, кубок ABN

Андрей Сероштан, кубок ABN

И на чемпионате Европы я тоже чувствовал, что сильнее, что могу всё — и даже делая какие-то избыточные удары, я был в них уверен.

Pro: Можешь ли ты сказать, что та игра, стиль ее ведения, как на ЧЕ — твой идеал?

Скажем так, когда я играю размеренно, но не слишком медленно, в хорошем темпе. Но иногда от этого перестаешь получать удовольствие, начинаешь воспринимать как рутину. Например, выиграв девятку, я не испытывал особых эмоций — во-первых, от усталости, а во-вторых, было просто ощущение выполненной работы. Конечно, удовольствие от самого факта победы присутствовало, но от игры — нет. А порой хочется какого-то драйва, экшна, как я иногда сейчас играю. Из-за того в последнее время и проигрываю, потому что не могу в достаточной мере себя контролировать — еще детство не прошло (улыбается).

Pro: Вот как раз о детстве есть несколько неожиданный вопрос.

Связанный с дедушкой, да?

Pro: А вот и нет. Вспоминается, что, будучи «совсем мальчиком», ты очень эмоционально воспринимал поражения. Итак, вопрос такой: помнишь ли ты, когда перестал плакать после проигранных матчей?

Хороший вопрос (смеется). Это, наверное, как раз относится к прогрессу в моем умственном развитии. Лет в 13, получается. Я стал воспринимать ситуацию легче. Меня могли стараться убеждать — но я никого не слушаю, пока сам не прочувствую, такая особенность характера. К проигрышам я и сейчас эмоционально отношусь, просто стал меньше проигрывать (улыбается), поэтому эмоций стало меньше. Я и в игре частенько проявляю эмоции, это заметно. Даже на Европе, когда игра была рутинной, но я мог себе позволить какие-то проявления, где-то даже не очень хорошую показушность. Но мне от этого было приятно, потому что так я показывал сопернику: ты вот давай-ка еще потренируйся, а я тут буду выигрывать.

Андрей Сероштан

Андрей Сероштан, кубок России 2008

Pro: Так, а что же с дедушкой, раз уж ты упомянул?

Где-то приблизительно с 10 до 13 лет меня тренировал дедушка, и у него такой своеобразный был подход, учитывая, что он военный, преподавал в военной академии, если не ошибаюсь. И, как любой военный, он много требовал от меня, не делая никаких скидок, и я расстраивался, плакал, обижался, и доходило даже до отторжения... Зато теперь я очень благодарен ему. Потому что если бы он меня не заставлял, я бы сам не смог понять важность тренировок и отношения к игре. Можно сказать даже, что именно он сформировал тот стойкий характер, который начал проявляться только сейчас... Конечно, впоследствии в этом участвовали и другие тренеры, с которыми я работал.

Pro: У тебя сейчас есть персональный тренер?

Нет. К чемпионату Европы меня готовил Руслан Чинахов, это была очень плодотворная работа, я ему тоже очень благодарен. Он реально очень много дал мне. Работа с Русланом придала мне уверенности. Можно сказать даже, это его уверенность.

Pro: То есть это были не столько какие-то технические моменты, сколько психологические?

В общем, да. Я считаю, что мою технику тяжело назвать очень хорошей, с помощью которой можно было бы выигрывать даже взрослые чемпионаты России. Но, мне кажется, если я смогу справиться со своими эмоциями, своими мозгами, образно говоря — то у меня получится достичь намного более высоких результатов.

Pro: Глядя на манеру игры Руслана и твою, можно найти много схожего. Он оказал на тебя сильное влияние как игрок?

Да, именно так — он действительно оказал большое влияние. И еще поездки на Евротур, где я смог живьем увидеть игру легенд и оценить общий европейский уровень.

Pro: Сколько раз ты выступал на Евротуре?

Четыре, если я не ошибаюсь. Один раз мне лишь шага не хватило для выхода в «олимпийку» — уступил Джонни Фулчеру, хотя были все шансы выиграть. Тот этап в Тревизо в 2011 году дал мне очень сильный толчок, потому что, проиграв в первом же матче Томашу Каплану, я прошел через всю «нижнюю» сетку, дважды одержав победу в «контровых» партиях.

Андрей Сероштан, Italy Open 2011

Андрей Сероштан, Italy Open 2011

Pro: По «нижней» тебе не привыкать — ты на одном из туров ABN Cup прошел по низу до финала и даже вроде бы выиграл. Но на Евротуре, безусловно, ощущения другие?

Да, ты выходишь играть, впервые видишь не известного тебе игрока, но понимаешь, что можешь нарваться на жесточайшее сопротивление. А бывает, что уровень действительно пониже — как, например в Италии, где много местных любителей приезжает, не особо сильных. Но все равно ты перегораешь, думая, что он слабый — по крайней мере, как это однажды было в моем случае.

Конечно, Руслан оказал на меня большое влияние. Да, и вообще, вся пуловская тусовка — московская, российская. Когда ты играешь во множестве турниров, продираясь через самых разных игроков — это сильно закаляет. Когда-то, смешно сказать, я не мог выиграть этап Cue Tours! Я играл из принципа, чтобы выиграть. Давал безумную фору, но у меня было стремление выиграть турнир. Мне говорили: «ты уже в другой весовой категории, зачем тебе это надо?» Я это понимал, но очень хотелось выиграть всё и вся и доказать — главным образом, себе. Раньше я, наверное, доказывал дедушке и родителям, а последние 3-4 года я стал доказывать себе. И когда я понял, что серию Cue Tours мне не выиграть, потому что я начал ездить на профессиональные турниры и пропускал этапы СТС — я подумал, что должен же выиграть хоть что-то.

Андрей Сероштан, победитель сезона 2012-2013 кубка ABN

Андрей Сероштан, победитель сезона 2012-2013 кубка ABN

С Кубками России понятно — там очень сложно стать первым в рейтинге, хотя примерно полгода назад у меня была возможность обогнать не Руслана, но Костю, у нас была разница в сотню очков. Стать вторым в российском рейтинге — достаточно почетно. Но тут появилась серия от ABNbilliards, и я подумал: почему бы и нет. Особенно когда организаторы объявили призы, я решил, что мне это по силам. Можно постараться. Сразу выиграл первый турнир, потом пару проиграл. А затем наступил такой момент в моей жизни, как подготовка к экзаменам, и я почти перестал тренироваться. Подходил к столу, быть может, раз в неделю — так, вспомнить, как шары катаются, — а бывало, и вообще не подходил. Но тем не менее в этот период я выиграл два турнира подряд. Это прибавило уверенности, и я решил, что могу выиграть серию целиком. Я каждый раз приходил на турнир с целью стать победителем в конечном итоге. И впервые в жизни у меня не было ощущения, что я могу перегореть из-за поставленной цели. Впервые сложилось так, я был уверен в победе и мне ничего не мешало.

Pro: Тебе прежде доводилось брать осознанные паузы в игре? Как, например, иные игроки порой целый месяц к столу не подходят, чтобы голову очистить. Костя Степанов, к примеру, стал чемпионом Европы, выиграв «восьмерку», как раз после такой паузы.

У меня, может быть, на полмесяца случался перерыв. Если я не играю неделю, то мне кажется, что я забыл, как кий держать, но в итоге собираю хорошо. Кстати, вы меня на хорошую мысль навели, что пора бы отдохнуть, ведь потом с предстоящим графиком на остаток года такой возможности не будет. Грядет целая череда турниров — чемпионат России, Кубок Кремля. Еще будет турнир Bridge To Carеer — отборочный турнир на Евротур для молодых игроков. Оттуда я лечу в Питер на чемпионат России, затем Кубок России. Неделя отдыха, а потом юниорский чемпионат мира в ЮАР.

Pro: Насколько нам известно, ты действующий чемпион Москвы по снукеру. Если бы у тебя была возможность уехать, к примеру, в Глостер, в школу Терри Гриффитса, смог бы ты отказаться от пула?

Пул и снукер, на мой взгляд, довольно существенно различаются. В плане подхода к игре, в манере игры. В пул играешь более активно, более агрессивно. Интересно, что, когда я начинал играть, меня хотели отдать именно в снукер. Вообще снукер мне всегда очень нравился. Постоянно смотрел на «Евроспорте», когда отдыхал на даче у бабушки с дедушкой. Мой любимый игрок — Стивен Хендри. Но в России тогда снукер вообще никак не был развит, тренироваться было по большому счету не у кого, и в результате меня направили в пул. И теперь я люблю пул не меньше, чем снукер.

Андрей Сероштан — чемпион Москвы по снукеру

Андрей Сероштан, чемпионат Москвы по снукеру 2012.

Да, если бы была возможность — я бы поменял пул на снукер. Сейчас, конечно, уже вряд ли, но изначально — да. Да даже и теперь — если предположить, что мне дали бы возможность поездить по турнирам, потренироваться в снукер, — в свободное время я бы с удовольствием это делал. Потому что — есть у меня такое чувство — кое-чего я бы там добился. И хотя при нынешнем раскладе каких-то особенных перспектив в снукере я для себя не вижу, но если бы в России проходили турниры европейского масштаба, я бы непременно поучаствовал.

Pro: Расскажи, какие ожидания, предвкушения связаны у тебя с предстоящей поездкой в Америку на Derby City Classic.

Тут у меня двойственные ощущения. С одной стороны, я чувствую очень большую ответственность, отправляясь туда в качестве победителя серии. Я боюсь вдруг «засадить» шесть матчей кряду, прям вот очень. Совершенно не представляю, чего там ожидать. Я понимаю, что там «космос» и вообще сложно что-либо выиграть. Но с другой стороны, это очень круто, и большое спасибо организаторам, что предоставили такую возможность — выиграть такую поездку. Я думаю, что это даст мне очень многое в будущем. Мне хотелось бы там попасть на кого-то из сильных игроков. Например, мечтаю сыграть там с Эфреном. И обыграть его.