Урок #1: Основы бильярдной техники

Радимир · 22 сентября 2003

Большинство начинающих и игроков среднего уровня считают, что причина невысокого уровня их игры в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти. Основной источник ошибок неофитов — несовершенная техника. Между тем это — самое главное, без этого в принципе невозможен прогресс.

Присмотритесь к игрокам в клубе, где вы играете. «Любители» по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают — про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут этим эффективно пользоваться. Не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения — постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу. Именно из-за того, что их удар нестабилен.

Более того, многие игроки даже не осознают того, как несовершенен их удар и то, что они могли бы поднять игру только за счет того, что уделили бы больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет «настроить» ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков — это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.

На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:

  • Первое и самое важное — постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.
  • После того, как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора заняться продвинутой техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет еще больше улучшить свою технику, постичь неочевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.
  • Третий этап: тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары («дуговики», перескоки и т.п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару.
  • Примечательно, что после того, как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Ведущие инструктора EFPB Дэвид Альфьере и Уве Сандер считают, что «большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний».

Перед тем, как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров — стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия еще раз подчеркнем, только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар «с руки», когда прицельный шар «висит» в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия, никакие многочасовые тренировки не делают игру лучше.

Стойка

Бильярд — очень демократичный вид спорта. В него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда Вы подходите к удару обязательно лишь соблюдение трех основных условий:

  • Удобное и надежное положение корпуса.
  • Прямолинейное ведения кия.
  • Свободный ход кия.

Тем не менее, кое-какие общие рекомендации мы рискнем дать. Пусть и применимы они с некоторыми оговорками. Первое: не стойте фронтально и не стойте боком к вектору удара. Ноги должны располагаются примерно под углом от 30 до 45 градусов к линии прицеливания. Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. По мнению Дэвида Альфьере и Уве Сандера подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2%. Игрок, который «задирает» ручку кия на 15 см получает коэффициент излишних ошибок 15-30%!!! И третье, рекомендуется держать опорную (для правшей — левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.


Стойка

Хватка

Лучшую рекомендацию в этом вопросе, по нашему мнению, дает Боб Бирн (Robert Byrne) в своей прекрасной книге Byrne's Standart Book of Pool and Billiards: «Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон — чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца легко придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе — поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара — всеми пятью пальцами».

Тот же Бирн заметил: «Пожалуйста, не пишите мне о том, что два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппе и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания… Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов».

Ударно-маховое движение кия

Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети.

Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведения наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предпречье» должен быть близок к 90 градусам.


    

Преимущество такого хвата в том, что кий ходит свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.

Положение головы и корпуса


Кистевой упор

Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge- прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упор.

Открытый или V-образный упор

    

Закрытый упор

    

Для нанесения удара с накатом закрытым мостом надо приподнять упор, не отрывая основание ладони от сукна



Для оттяжки надо максимально опустить средний и указательный пальцы. Кий должен двигаться горизонтально.



Начинающие игроки обычно испытывают определенные сложности при постановке кистевого упора в сложных ситуациях. Например, когда биток находится близко к борту или когда необходимо нанести удар по битку через шар («с шара»). В этом случае мосту следует уделить особое внимание — без надежного упора движение кия не будет прямолинейным и вы просто не попадете в ту точку на битке, в которую целитесь.

Постановка закрытого кистевого упора на борту.


    

Постановка открытого моста, когда биток находится почти вплотную к борту (при игре «от борта»).


    

Постановка закрытого кистевого упора, когда биток находится почти вплотную к борту (при игре «от борта»).


    

    

Постановка моста, когда биток находится вплотную или почти вплотную к борту (при игре «от борта»).


    

Постановка моста, когда биток находится вплотную или почти вплотную к борту (при игре параллельно борту).


    

Постановка кистевого упора при ударе через близкостоящий шар.


    


Постановка кистевого упора при ударе через близкостоящий шар.


    

Роберт Бирн считает, что «открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки или трудном доступе к битку». В остальных случаях он рекомендует начинающим использовать закрытый — «у них и без того хватает проблем…<и>…без надежного упора вряд ли можно ожидать продвижения дальше разряда лохов». Впрочем, это не аксиома — на ум приходят Ральф Суке, который играет открытым упором и Джонни Арчер, разбивающий (!) с открытого моста.

Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что большинство из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.


Дэвид Альфьере и Уве Сандер приводят очень любопытный сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров. Но, это мы рассмотрим в следующий раз.