Большинство игроков приезжают в день открытия чемпионата, а некоторые - даже не к первой дисциплине, многие едут только на девятку, например, которая традиционно разыгрывается последней. А с чего же все начинается?
Хорватия подала заявку на проведение Чемпионата Европы в 2008 году и была утверждена в 2009. Турнир готовится почти целый год, и подготовка включает в себя много разноплановой организационной работы - с гостиницами, выбором и подготовкой помещения, спонсорами и так далее.
На каждый чемпионат Dynamic поставляет новые столы и шары, которые можно со скидкой купить после турнира - и многие столы разъезжаются в разобранном виде по разным странам Европы. Непосредственно подготовка помещения начинается примерно за неделю до турнира - устанавливаются столы, трибуны, проводится освещение, прокладывается компьютерная сеть... Учитывая требования к количеству света, часто энергии не хватает, и организаторам приходится идти на разные ухищрения, а иначе получится как в 2009 году, когда приходилось утром включать свет над столами в строго определенном порядке, а иначе наступала полная темнота во всем помещении.
Большинство судей приезжают утром в день открытия турнира - и для них работа обычно начинается с набивки точек на столах перед церемонией открытия.
Набивка точек - довольно интересное мероприятие. На разных континентах это делают по-разному: в Азии, например, ритуал больше похож на какие-то шаманские пляски вокруг стола с выбором расположения точек друг относительно друга, тогда как в Европе пользуются специальными резиновыми шаблонами.
Размер игровой поверхности даже новых столов колеблется в пределах 3-4 мм, поэтому каждый стол нужно замерять индивидуально, чтобы обеспечить расположение пирамиды точно по центральной оси.
Но самый интересный для меня лично аспект заключается в том, что для максимально качественной набивки необходимо, чтобы человек перемещался относительно стола с каждым шаром, а не стоял в одной позиции, набивая все 15 точек.
Дело в том, что расположение и свойства каждой конкретной точки, даже если пользоваться шаблоном, зависит не только от того, где лежит шаблон, но и от того, под каким направлением был нанесен удар сверху по шару. Бить нужно строго сверху вниз по верхней точке шара - и важна очень высокая точность удара. Промазав на 5 мм и ударив шар немного сбоку, можно с большой вероятностью "свести" точку вбок, и пирамида будет разваливаться.
И вот тут оказывается, что когда человек выполняет одно и то же быстрое движение (с размаху бьет одним шаром по другому), его тело стремится выполнять это движение одинаково. Поэтому если стоять в одном месте, набивая все 15 точек, неизбежно будут ошибки - и гораздо удобнее оказывается перемещаться вслед за каждой точкой так, чтобы расположение человека относительно точки было все время одним и тем же.
Казалось бы - мелочь, но статистика - великая вещь: на этом чемпионате пришлось перебивать два стола после первого же матча; оба стола были набиты без соблюдения этого правила, и на обоих столах от пирамиды отваливались одни и те же шары!
Итак, мы набили точки, пережили церемонию открытия и приступаем к первому совещанию, на котором обсуждаются изменения по сравнению с прошлым годом.
Хотя правила меняются довольно редко, формат игры не ограничивается правилами, и те или иные изменения бывают каждый год.
Например, если я правильно помню, в 2008 году впервые стали применять kitchen rule для девятки и тогда обязательную переустановку пирамиды с новым начальным ударом после трех фолов в стрейте.
В 2009 году тоже были были какие-то изменения; а в 2010 появилась целая новая дисциплина (десятка), а также очередное изменение в стрейте - в турнирной игре было решено за третий фол давать не -15 очков фолящему, а +15 второму игроку. То есть, на третьем фоле фолящий получает -1, его соперник - +15, после чего выполняется начальный удар.
Это правило было введено в основном для контроля времени - после того, как в 2009 году в одном из матчей было зафиксировано несколько случаев с добровольными тремя фолами и отниманием очков, что сильно затянуло матч.
Если бы матч был один, в принципе было бы всё равно, когда он закончился, но когда на турнире несколько сотен игроков, любая задержка может привести к цепному эффекту: задержали один матч - за ним задержали следующий матч на этом столе - и вот уже по двум дисциплинам два круга начались с задержкой - и в результате спортсменам приходится ждать по часу или даже больше, а рабочий день организаторов турнира внезапно заканчивается не в 11 вечера, а в 2 часа ночи - а ведь еще нужно и спать когда-то
Итак, столы подготовлены, все изменения доведены до тим-лидеров, и завтра начинаются первые матчи по первой дисциплине - традиционно первым играется стрейт.